Государственный
литературно-мемориальный музей Якуба Коласа
Музей Якуба
Коласа создан Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 16 августа 1956
года. Открыт 4 декабря 1959 года. Размещен в доме, где жил народный поэт
Беларуси Якуб Колас с конца 1944 по день смерти 13.08.1956. Двухэтажный дом и
прилегающий к нему сад расположены на территории Академии Наук Беларуси.
Описание
экспозиции музея
Музей хранит документы о жизни, творчестве
и общественной деятельности Якуба Коласа (К.М. Мицкевича).
Музей имеет
10 экспозиционных залов, в двух из которых сохранён прижизненный интерьер
комнат дома Я. Коласа: это рабочий кабинет и спальня.
На первом этаже размещена литературная экспозиция, рассказывающая о жизненном пути Коласа и творческом становлении
его, как Поэта.
Литературно-документальная экспозиция
разработана коллективом научных сотрудников музея под руководством директора
Зинаиды Комаровской, и по замыслу авторов должна быть «поэтическим вступлением»
в мемориальную часть музея. Этот дом в том виде, который он имеет сейчас, был
построен в 1952 к 70-летию Якуба Коласа и оформлен в соответствии с
общественным положением хозяина. Посетители музея, особенно те, кто мало знаком
с жизнью и творчеством поэта, имеют возможность сквозь монументальность стен и
убранство комнат разглядеть тернистый жизненный путь, которым прошёл сельский
мальчик Константин Мицкевич, прежде, чем стал Народным поэтом Беларуси Якубом
Коласом.
Старость – пора мудрецов. Пора гениев –
юность. Чтобы лучше понять и почувствовать творчество художника, музыканта,
поэта, надо погрузиться в атмосферу того времени и места, где прошла его
молодость, где «на просторах жизни» и «шляхах воли» формировалась его личность. Экспозиция в
мемориальном музее – как эхо. Эхо тех мест и того времени, когда рождались его
поэтические образы. Эхо в опустевших комнатах дома, бывшего когда-то оазисом
белорусской культуры.
Музей Якуба Коласа – это национальный
культурный центр, в котором бережно сохраняется не только история жизни и
творчества одного из основателей белорусского литературного языка, а в
художественных текстах – его поэтический мир. Этот мир не ограничивается
интерьерами мемориального дома, он простирается далеко за его стенами и живёт
своей собственной жизнью.
Якуб Колас вошёл во всемирную литературную
классику, прежде всего как автор поэм «Новая земля» и «Сымон-музыкант». В этих
произведениях наиболее ярко выражены мысли поэта, философа, выразителя дум
белорусского народа по самым главным, вечным вопросам человеческого бытия – о
земле, о воле, о справедливости, о народе и личности, о вере и душе, об
искусстве и жизни…. В литературно-документальной экспозиции этим произведениям
уделяется особое внимание. Эпическая поэма «Новая земля» является доминантой
1-го зала музея, а романтическая поэма «Сымон-музыкант» - доминанта 3-го зала.
Две поэмы, как два крыла творчества Коласа, представляют собой неразрывное
целое в его поэтическом наследии. Поэтому композиционно эти два зала
объединяются в единое экспозиционное пространство и образуют «поэтическую» ось
экспозиции.
Экспонируемый материал в тематическом порядке размещается на
экспозиционных модулях, которые в соответствии с тематическим планом
располагаются в залах музея:
холл первого этажа – вводный
раздел – история дома, доминанта зала – последняя прижизненная фотография Якуба
Коласа;
1-ый зал – раздел «Адвечны водгук
праўды, волі”( 1882-1921) произведения зала – поэма “Новая земля”, а также
первый сборник стихов “Песні-жальбы”;
2-ой зал – раздел “Шляхі і далі”
(1921-1929), произведения зала – повести “У палескай глушы”, “У глыбі Палесся”,
а также повесть “На прасторах жыцця”, поэма “На шляхах волі”;
3-ий зал – раздел «Агонь душы і
сэрца жар” (1982-1926), произведения зала – поэма «Сымон-музыка», а также
сборник «Казкі жыцця”;
4-ый зал – раздел «Голас зямлі”
(1930-1946) произведения зала – военная лирика Якуба Коласа.
Особенностью экспозиции в мемориальном
музее Якуба Коласа стала её подчёркнутая ненавязчивость в стенах этого дома.
Да, поэта давно нет рядом с нами, он с грустью покинул этот мир и свой дом, и
сегодня каждый в него входящий невольно должен себя почувствовать в максимально
уютном, бережно сохранённом пространстве жилого дома. Более трехсот фотографий и около пятиста других
документов, включая рукописи и книги Коласа, удалось разместить с удобством для
посетителей и работы экскурсоводов. Стилистически этот приём подачи
материала зрительно усилил эмоциональный эффект концепции литературной
экспозиции: здесь на лицо и связь с книгой, и дань увлечению поэта (Колас
долгое время коллекционировал отрывные настенные календари), и подчёркнуто
трепетное отношение к Времени, материализованном в таком близком каждому
человеку в ежедневном обиходе предмете быта. Все эти факторы, вместе взятые и
помогают посетителю увидеть и почувствовать Якуба Коласа как человека, когда-то
реально жившего: со своими страхами, сомнениями, ежедневным укладом жизни,
проблемами и чаяниями. Крайне не хотелось, чтобы любимый народом Песняр
воспринимался современниками как вечный
победитель, покоритель поэтического Олимпа, без страхов и разочарований 50 лет
царивший на литературных вершинах.
Тщательно оберегая память поэта, как
близкого и родного человека, музейные сотрудники рискнули сделать заголовным
образом экспозиции самое неформальное фото Коласа последнего года жизни (1956). Отныне каждому вошедшему в Дом чуть лукаво и иронично смотрит в глаза
из-под полей модной фетровой шляпы совершенно неформальный Колас. Так многие и
восклицают: «Таким мы его не видели ни в одной книжке, а стало быть, и не
знали!» Так образ классика, запечатленный на любительском снимке жены Михася
Лынькова, сделанном на берегу Нарочи, в домашних тапочках завораживает зрителя
непривычной простотой и ведёт по музейным залам, незримо присутствуя при
разговоре экскурсовода или личном контакте с экспозицией одиночного посетителя.
Фотография передаёт и сложный духовный мир Коласа за несколько месяцев до
кончины – он скорее одинок при своей славе, ему больно осознавать
приближающийся конец, если бы не ореол «патриарха», как бы ему хотелось быть
ближе к простым людям. Стоя на пороге Вечности этому человеку есть,что
рассказать о прожитой жизни, где с болью, а где и с радостью перелистать
календарь прошедших дней. Колас остаётся в памяти спокойным и уверенным в себе
человеком: он использовал свой талант не только для прославления «новой эпохи»
и «светлого коммунистического будущего», но скорее для формирования мощной
национальной идеи – основы основ любого государства.
Связующей деталью, которая поддерживает
строгую музейную иерархию, стал в коллажах всё тот же символ дорог: путь
крестьянского мальчишки в конце ХІХ века начался с подола матери, потом была с
любовью вымытая до блеска её же руками дощечка пола в хате, потом яркий и
манящий новизной непознанных впечатлений мир за распахнутым окном хаты лесника,
а затем всё дальше и дальше от родного Столбцовского края - по городам и весям
Беларуси, России, Узбекистана, далёких рубежей Западной Европы. И в какой-то
определённый всесильной судьбой момент, уставший мерить жизненные вёрсты
человек уходит от нас по дороге небесной, оставляя неоценимый клад –
литературные произведения, которые будут служить многим поколениям мерилом
лучших национальных качеств белорусов и давать ответ на извечные вопросы жизни.
Связующим звеном между документальной (І
этаж) и мемориальной (ІІ этаж) частями экспозиции стала лестница дома, ведущая
в приватные комнаты писателя, где размещён ряд фотографий известных белорусских
и зарубежных деятелей науки, культуры, литературы, политики, гостивших в своё
время у Коласа.
В мемориальной
части воссоздан прижизненный интерьер дома середины 50-х годов на момент смерти
Коласа(1956). Демонстрируется и большая гостиная, где собирались гости и
родственники, столовая с мебелью из красного дерева и образцами обеденных
сервизов, рабочий кабинет раннего периода с письменным столом и редкими книгами
ХІХ века. Особый интерес неизменно вызывает личный кабинет Коласа, где на
рабочем столе среди прочего лежит недописанное письмо поэта – над ним
оборвалась его жизнь. Часы запечатлели время остановки сердца – 1320 , тут же
календарь 1956 года раскрытый на дате последнего прожитого дня – 13 августа.
Здесь и уникальный письменный прибор, сделанный по заказу коллег – писателей:
чернильницы и подставка для карандашей выполнены в виде дубовых пеньков, как
память о самом любимом дереве писателя.
С восточной стороны дома на уровне второго
этажа имеется открытая терраса, которая в тёплое время года открыта для посетителей
и является смотровой площадкой для обозрения территории и построек усадьбы.
Дом окружён
мемориальным садом, деревья которого посажены трудолюбивыми руками Поэта. Есть
в этом уникальном саду священный островок, имя которому - Память. Это четыре
огромных дуба, носящие имена сыновей Коласа и его самого. Посреди, защищённая
от ветров могучими ветвями дубов, растёт белостволо-тонкая берёзка - вечная
память о нежной спутнице жизни супруге Марии Дмитриевне.
Особый интерес посетителей вызывают
расставленные в уютных уголках усадьбы скамеечки, на которых любил отдыхать
Колас, где часто происходили миролюбивые беседы и горячие споры с друзьями.
Также на усадебном участке размещены
хозяйственные постройки семьи Коласа: пуня (хлев для сена), гараж для
автомобиля, баня, погреб.
Интересна и история дома народного
писателя, где прошли последние годы его жизни. На территории Академгородка
(ныне квартал Минска, граничащий с проспектом Независимости, улицами
Академической и Сурганова) Якуб Колас поселился после возвращения из эвакуации
в мае 1945 . В сожжённом городе трудно было найти нормальное жильё, поэтому
дом, привезённый из пригородной деревни во время войны и поставленный во дворе
Академии наук, стал на то время единственно возможным решением жилищного
вопроса писателя. Это был небольшой деревянный домик размером примерно 5 х 9
метров, он имел три небольших комнатки и совсем маленькую кухню – 2 х 2 метра.
Водоснабжения в доме не было. Однако это было очень удобное место. Во-первых,
во дворе Академии наук, где Якуб Колас работал вице-президентом с момента её
открытия, во-вторых, по воспоминаниям старшего сына Данилы Мицкевича, место
очень хорошее в природных условиях – дом окружали красивые сосны - остатки
загородного леса.
Этот дом нашёл для отца сын Данила
Констанцинович сразу же после освобождения Минска от немецко-фашистских
захватчиков и занял его с разрешения руководства Академии наук БССР. Сам Колас
приехал в столицу впервые после освобождения 06 декабря 1944 года и жил в этом
доме некоторое время. Бывал и позже наездами, окончательно переехал из Москвы в
мае 1945 после смерти жены Марии Дмитриевны.
В конце 1944 вокруг дома и
усадьбы сделали ограждение – время было неспокойное. На протяжении 1945 – 1946 годов
построили деревянный сарай, гараж, погреб и баню.
Летним днём Колас любил поспать на
свежескошенном сене после обеда, посидеть с друзьями во дворе дома под соснами.
И хоть их было не так и много, они напоминали ему милые с далёких времён
детства столбцовские леса, живописные места в Пуховичском районе, где он
проводил летние отпуска до войны. Хозяин всегда следил, чтобы своевременно были
подготовлены дрова для отопления дома, бывало и сам, невзирая на возраст и
болезни, пилил и колол их.
Приблизительно летом 1946 , когда Колас был
в отъезде, дом посетил первый секретарь ЦК КПСС Беларуси Понтелеймон
Понаморенко. Он был искренне удивлён более чем скромным бытом семьи писателя. И
нашёл его неуютным и не соответствующим рангу известного общественного деятеля.
Он предложил Коласу большой просторный коттедж, но Константин Михайлович не
согласился.
Вместо возведения нового здания решено было
обойтись частичной реконструкцией старого. И уже в 1947 была сделана
двухэтажная кирпичная пристройка, фактически ещё один небольшой дом, где
разместили кухню, ванную, маленькую комнатку для домашней работницы на первом
этаже, а также кабинет и спальню писателя на втором. В таких условиях Колас с
семьёй (сам, два сына, невестка) жил на протяжении пяти лет до 1952. И только
летом 1952, к 70-летнему юбилею поэта, был построен большой просторный дом на
фундаменте старого. (Автор проекта – архитектор Георгий Заборский).
В доме на первом этаже разместились
спальные комнаты сыновей Коласа, гостиная, столовая, веранда и кухня, а на
втором кабинеты сыновей Данилы и Михася Мицкевичей, кабинет и спальня Коласа,
большая гостиная – всего 319м2 жилой площади. В таком красивом и большом
особняке, соответствующим его статусу, Колас прожил почти четыре года - с
сентября 1952 по 13 августа 1956 года. Поэт и умер в своём доме, в кабинете за
рабочим столом.
Якуб Колас постоянно совершенствовал свою
усадьбу. Ещё в мае 1945 было посажено много декоративных деревьев, среди них
любимый вяз, на лавочке под которым часто отдыхал хозяин. В конце октября 1945
посадили яблони, одна из них растёт и по нынешний день.
Осенью 1947 территория усадьбы расширилась,
укрупнили плодовый сад: на месте спиленных обгорелых во время войны деревьев
посадили саженцы вишен, черешен, слив, груш, кусты крыжовника, смородины,
малины. По сей день на территории музея растут липы, клёны, каштаны, радует
глаз серебристая ель. Колас очень любил кустарники: из пригородного леса были
привезены кусты можжевельника и посажены в компанию к барбарису, японской айве,
жасмину, сирени. А под одним из окон Колас сажал табак, но после того, как
врачи запретили ему курить, он был безжалостно вырван. В 1952-1953 годах поэт
посеял у себя под окном рожь и даже сделал известный опыт по совместному посеву
ржи и ячменя, о котором прочитал в дореволюционном журнале. Результаты
интересного писательского эксперимента публиковались в «Вестях АН БССР» и
республиканских газетах. О своей усадьбе Колас даже написал стихотворение «З
майго летапісу”:
Стаіць мая хата між хвой курчавых,
І купіна жыта на клумбе пры ёй.
Свая ў мяне пожня, і дрэўцы, і травы,
Пляцоўка, і двор свой і я сабе свой.
Условия для жизни были хорошие, писатель
много трудился. Здесь он закончил поэму “Рыбакова хата”, трилогию “На ростанях”,
многие стихи, рассказы, публицистические и критические произведения, работал
над завершением цикла “Казкі жыцця” и поэмы “На шляхах волі”.
В доме часто бывали гости. Дорогими и
желанными были прежде всего коллеги – белорусские писатели Михась Лыньков,
Максим Лужанин, Петрусь Бровка, Петрусь Глебка, Кондрат Крапива, Максим Танк,
сват Янка Мавр (дочь Мавра Наталья стала невесткой Коласа). Часто посещали
Коласа и молодые в ту пору писатели Янка Брыль, Иван Мележ, Иван Шамякин,
Микола Аврамчик.
Когда в Минск приезжали по случаю разных
юбилейных дат из Москвы, Ленинграда, Киева писатели, они находили радушный
приём в доме Коласа. Среди них были Александр Твардовский, Александр Фадеев,
Сергей Городецкий, Сергей Михалков, Михаил Исаковский, Максим Рыльский, Микола
Нагнибеда и другие.
Рядом с нынешним музейным комплексом
разместился дом, в котором сейчас живут потомки великого писателя.
Видеосюжет о Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа